Чужие снабжены двумя видами зрения — обычное и «туннельное» видение. В обычном режиме работает также феромоновый локатор и внутренний гироскоп ксеноморфа (две стрелки на экране показывают направление действия силы тяжести).
- Феромоновый локатор — очень чувствительное обоняние, позволяющее точно определить тип врага и его местоположение; люди отображаются синей аурой, Чужие — красной, а Хищники — зелёной. Синтетические солдаты феромонов не излучают и, соответственно, не отображаются.
- Туннельное зрение — эхолокация, позволяющая различать стены и большие предметы; плохо различает живых существ. В режиме туннельного зрения нельзя определить положение игрока относительно пола — навигационные стрелки исчезают.
Хищник
Хищники в игре представлены как третья раса. Из-за сравнительного превосходства в технологиях и вооружении, Хищники встречаются в кампаниях морпеха и Чужого очень редко. Большая часть технологий Хищников работает на энергии, запас которой Хищнику необходимо периодически пополнять.
Оружие Хищников:
- Наручные лезвия (имплантированные в руку) — оружие ближнего боя. Не требует боеприпасов. Сравнительно медленная скорость атаки и небольшой урон. Хищник может совершить «замах», и последующий удар будет сильнее обычного.
- Складное копьё Комбистик (CombiStick) — гораздо более мощное оружие ближнего боя, чем лезвия. За счёт длины копья позволяет наносить удар с большего расстояния. Также не требует боеприпасов.
- Электроимпульсный пистолет — выпускает мощные взрывающиеся заряды, летящие по прямой (в отличие от пистолета из Aliens versus Predator). Альтернативный режим ведения огня — серия выстрелов снарядов, летящих по параболе. Взрыв снаряда способен оглушить врага. Работает на энергии Хищника.
- Стреломёт — аналог гарпунной пушки/подводного ружья, стреляет гарпунами (зазубренными стрелами), которые способны оторвать голову человеку при прямом попадании и пригвоздить её к стене. Запас стрел ограничен. После смерти врага стрелы можно собрать с тела или вместе с оторванной головой.
- Наплечная плазменная пушка — аналог пистолета Хищников, однако наносит меньший урон и не оглушает. Работает на энергии Хищника.
- «Умный» диск — острый металлический диск для метания. Может отскакивать от стен или застревать в них. В случае, если диск оказался вне досягаемости Хищника, можно направить диск в руки хозяину за счёт энергии (Retrieve Disk). Если после этого диск снова застрянет, повторная попытка возврата перенесёт диск прямо в руки Хищнику.
- Метатель сети — пушка, выстреливающая сеть, которая стягивает противника и некоторое время удерживает его на земле. Сеть можно разрезать ножом или когтями. Запас снарядов ограничен.
- Дистанционные бомбы — метательные устройства с лезвиями для крепления на поверхностях. При попадании в поверхность, на которой закрепить бомбу невозможно, или в противника, сразу детонирует. Для управления уже установленными бомбами служит клавиша альтернативного огня. Запас бомб ограничен.
Технологии Хищников:
- Медикомп (Medicomp) — устройство для лечения. Потребляет половину энергии (от максимума) и восстанавливает всё здоровье.
- Сместитель Энергии (Energy Sifter) — устройство для восстановления запаса энергии. Во время работы устройства на большом расстоянии видны синие вспышки, а сам процесс прервать нельзя, поэтому во время зарядки Хищник представляет собой лёгкую мишень. В отличие от первой игры серии, батарея Хищника не перезаряжается со временем.
- Устройство невидимости (Cloaking Device) — устройство невидимости Хищника, позволяет становиться почти незаметным. Включение и работа устройства потребляют большое количество энергии. Само устройство не идеально — если игрок попадёт в воду (даже просто наступит в лужу), оно отключится. Тот же самый эффект наблюдается при использовании энергии (например, возврат диска или лечение). Феромоновый локатор Чужих позволяет различать невидимого Хищника лучше, чем Хищника с выключенным устройством. Смарт-ган и самонаводящиеся ракеты точно определяют местоположение Хищника, как и детектор движения (если только Хищник не остановится). На близких расстояниях Хищника можно просто разглядеть, а луч наплечной лампы при прямом наведении оставляет круг света точно под Хищником. Нельзя сказать, является ли последнее игровым багом или задумкой разработчиков.
- Все Хищники экипированы маской, выполняющей защитные функции (однако маска может быть сбита с лица), которая имеет четыре вида зрения:
- Нормальное зрение — в игре такое же, как и у людей (это противоречит фильмам, в которых у Хищника было другое зрение и угол обзора).
- Тепловое видение — режим маски Хищника, позволяющий различать теплокровных существ даже в темноте; Хищники и Чужие сливаются с местностью. Синтетические люди видны, но очень плохо по сравнению с живыми людьми.
- Электро-видение — позволяет различать наэлектризованные тела Чужих; технологии Хищников работают по иному принципу и не проявляются; люди не заметны в этом режиме.
- PredVision — режим обнаружения технологий Хищников. Их можно засечь в этом режиме, даже если они невидимы; люди, синтетические солдаты и Чужие в этом режиме почти полностью прозрачны. В этом режиме все остальные объекты отображаются одинаково чётко даже в полной темноте, поэтому он может быть использован также как режим «ночного видения».
Самонаведение плазменной пушки и «умного» диска работает только в режиме, подходящем к цели, поэтому использование самонаведения на синтетических солдат или другие технологии людей невозможно.
Наручными лезвиями, складным копьём и стреломётом можно собирать черепа противников как трофеи.
Аналогично людям, есть четыре класса Хищников (Predator, Light, Assault и Heavy), отличающиеся только скоростью передвижения и доступным вооружением. Вне зависимости от класса, у всех Хищников есть наручные лезвия и устройства защиты (Medicomp, Energy Shift, устройство невидимости и маска).
Класс Хищника | Скорость / запас здоровья | Оружие |
---|---|---|
Лёгкий Хищник | Высокая / мало | Стреломёт, диск, дистанционные бомбы |
Хищник | Средняя / средне | Копьё, пистолет, диск, метатель сети |
Штурмовик | Средняя / средне | Пистолет, плазменная пушка, метатель сети, дистанционные бомбы |
Тяжёлый Хищник | Низкая / много | Копьё, диск, метатель сети |
Игровой процесс

По общим характеристикам игра представляет собой линейный 3D-шутер, где игроку необходимо пройти уровень за уровнем, выполнив определённые задания. Список заданий может меняться по ходу игры, и каждое задание привязано к определённому уровню. Игрок не может покинуть уровень, не завершив определённых заданий, однако некоторые задания игрок получает ещё до перехода на уровень, где это задание можно выполнить. Игра заканчивается, если погибает персонаж игрока, или игрок убивает дружественного персонажа. Игроку предоставляется возможность принять на себя роль представителя любой стороны в игре, и геймплей за каждую из сторон имеет свои особенности.
После завершения каждого уровня он становится доступным для повторного прохождения. В отличие от предыдущей игры серии, по мере прохождения уровня можно сохранять прогресс, а число сохранений не ограничено. Однако существует уровень сложности Hardcore, на котором сохранения недоступны.
Игра за человека представляет собой канонический 3D-шутер, со свойственными для него показателями здоровья и брони, оружием с основным и альтернативным режимом ведения огня и запасом патронов, который необходимо пополнять. В однопользовательском режиме сделан упор на хоррор и большое число деталей служат для нагнетания атмосферы страха и тревоги: почти полное отсутствие освещения (игрок имеет при себе наплечный фонарик), жестокость противника (например, недалеко от Хищника можно найти подвешенные за ноги тела с ободранной кожей), большое количество заранее определённых сцен. Детектор движения, которым оснащён игрок, отслеживает движение не только врагов, но и движение других морпехов, а также любых массивных объектов (тяжёлая качающаяся цепь, двери лифта и т. п.). Конфликты с врагом часто происходят в закрытых помещениях, а при перемещении игрок вынужден использовать обходные пути (например, вентиляционные шахты). Основным врагом при игре за морпеха являются Чужие, которые выбираются из вентиляционных шахт, пробитых отверстий в стенах, дверях. Часто игрок вынужден наблюдать за тем как Чужие ломают двери, что тоже нагнетает обстановку. Хищники и крупные Чужие играют роль боссов.
Игра за Хищника в общем следует канонам 3D-шутеров, однако игрок получает дополнительный ресурс — «энергию», и волен восстанавливать запас здоровья в любое время. Игрок снабжён устройством невидимости, что вносит в игру элементы стелс-экшена (при охоте на людей; Чужие способны обнаруживать игрока со включённым устройством невидимости). Роль боссов играют крупные Чужие, а также человек (Василий Рыков) в экзоскафандре. Игрок может прятаться от морпехов в темноте.
Игра за Чужого в значительной степени меняет характерный для 3D-шутера игровой процесс. Игрок волен перемещаться по любым поверхностям, совершать прыжки на большие расстояния и оглушать врагов. Чужие могут вести только ближний бой, не имеют возможности «выбирать» оружие и восстанавливают здоровье только уничтожением тел мёртвых противников. На экране игрока присутствует только прицел и полоса «здоровья», которая уменьшается при получении повреждений. Основным врагом являются морпехи, роль боссов играют Хищники. Игрок может прятаться от морпехов в темноте.
Режимы сетевой игры
Большое значение в игре имеет многопользовательский режим (мультиплеер), поскольку он позволяет сразиться с представителями других рас, когда они управляются человеком. В однопользовательском режиме игры враги управляются искусственным интеллектом, который в основном направлен на кинематографичность действия. Однако мультиплеер считается плохо сбалансированным из-за оружия, которое в одиночном режиме используется для уничтожения большого количества врагов — взрывчатки, самонаводящегося оружия (в кампании Чужого, например, Хищники встречаются только три раза, причём каждый из них играет роль босса). Такое оружие особо опасно для Чужих, имеющих малый запас здоровья, им не помогает даже больша́я подвижность. Частично этот вопрос решается модифицированными серверными приложениями (например, Rommie’s server mod) наложением запрета на использование определённых видов оружия.
Игровой сервер имеет ряд настроек — игровой режим; список уровней, на которых будет проводиться игра; лимит по времени, очкам или фрагам до смены уровня. Очки, которые игрок получает за убийство другого игрока, зависят от настроек сервера и вида убитого противника. Среди параметров сервера есть настройка доступного оружия для игроков — стандартный режим, режим Class Weapons (игроки могут использовать оружие только своего класса) и All Weapons (игроки начинают с полным боезапасом всех видов вооружения своей расы).
Несколько опций сервера служат для улучшения игрового баланса, склоняя преимущество в сторону той или иной расы:
- Alien Lifecycle (русск. Жизненный цикл Чужого) — Чужие каждый раз появляются в виде лицехвата и проходят весь жизненный цикл. Это в значительной степени меняет игровой процесс и склоняет баланс в сторону команды Чужих: несмотря на то, что лицехват обладает маленьким запасом здоровья, его очень тяжело обнаружить, а попав на врага он его моментально убивает.
- Number of Exosuits — указывает число экзоскелетов, периодически появляющихся на уровне. Склоняет баланс в сторону команд людей.
- Queen Molt Kills — количество убийств, которые игрок-Чужой должен совершить не погибнув, чтобы превратиться в Королеву. Только частично склоняет баланс в сторону команды Чужих — обычно это число устанавливается таким образом, что только опытные игроки могут использовать это преимущество.
Режимы для игры на обычных, Deathmatch картах
- Deathmatch — личный и командный (в командном режиме игроки объединяются по расовой принадлежности: Чужие, Хищники и две команды людей).
- Hunt — в игре назначаются две команды: охотники и жертвы. Игроков распределяет между командами сервер так, что жертв всегда больше охотников в несколько раз. Раса «охотников» получает очки за убийства «жертв», а убивший «охотника» меняется с убитым «охотником» ролями. Обычно игра проводится с командой Хищников в роли «охотников» и морпехов в роли «жертв».
- Survivor — также как и в Hunt, в игре есть две команды — охотники и жертвы (выжившие). В начале каждого раунда все игроки являются «жертвами» и проводится определение первого охотника — идёт бой «каждый сам за себя», до первой смерти. Первый убитый становится «охотником» и начинается раунд. За каждую прожитую секунду «жертва» получает очки, а в конце игры определяется победитель по количеству очков. Каждый последующий убитый «охотником» становится «охотником» (если игрока убивает товарищ по команде, он не становится охотником, а просто респаунится). Раунд кончается, когда погибают все жертвы.
Режимы игры для специальных карт
В игре присутствуют два режима, которые играются только на специальных картах, которые представляют собой deathmatch-карты с некоторыми изменениями. Имена уровней для таких игр начинаются соответственно с over_ и evac_. В отличие от режимов Hunt и Survivor, игроки могут свободно переключаться между командами.
- Overrun — штурм, также определяются две расы: нападающие и отражающие атаку. Раса нападающих имеет в два раза больше жизней, чем раса защищающихся. Как только кончаются жизни у одной из рас, все выжившие получают одно очко. Игрок, выживший в большем числе раундов является победителем. Уровни дополнены специальными зонами респауна команд, в которых в начале раунда появляется вся команда.
- Evacuation — эвакуация. Также как и в Overrun, есть две команды. Одна команда должна достигнуть определённой точки на карте (места эвакуации), а другая должна ей помешать. По сравнению с deathmatch-вариацией уровня, большая часть дверей закрыта, а пути к точке эвакуации динамические (например, на карте evac_alley эвакуационный шаттл вызывается только при выполнении определённого задания, а некоторые трубы, по которым люди могут сократить путь до точки эвакуации, разрушаемые).
Разработка
Анонс
6 июля 2000 года Fox Interactive (англ.) анонсировала продолжение игры Aliens versus Predator, не сообщая деталей, но указав что над игрой будет работать Monolith Productions с использованием движка Lithtech. Кроме того, было упомянуто что пространства в игре сделают более открытыми по сравнению с игрой-предшественником.[12][13] Позже стало известно, что игра будет включать в себя новые виды Чужих, экзоскафандр, всего десять видов персонажей, а кампания однопользовательского режима будет состоять из 21 уровня.[14]
7 июля 2000 года сайт IGN высказал предположение о том, что игра может выйти на платформе PlayStation 2 в связи с портированием движка Lithtech на эту платформу, и даже отвёл Playstation-версии отдельную запись в базе игр.[15] Однако, никакой дальнейшей информации не поступало, а игра для этой платформы значится как отменённая.
Демонстрации
23 марта 2001 года на Game Developers Conference были продемонстрированы возможности движка Lithtech на примере Aliens versus Predator 2. Персонажем-морпехом, вооруженным ножом было «пройдено» два игровых уровня — открытое пространство, на котором были представлены Чужие-лицехваты и ядовитые растения, и тёмные коридоры, в которых демонстрировались возможности освещения. Разработчики отметили, что это всего лишь демонстрация возможностей игрового движка, а сама игра находится еще на стадии ранней разработки.[16][17] Позже игра была представлена на Electronic Entertainment Expo, где был продемонстрирован игровой процесс за морпеха.[18]
20 октября 2001 года была опубликована демоверсия игры, включающая в себя четырёх персонажей (трутня Чужих, Хищника, Гаррисона и Дуню) и многопользовательский режим с одним уровнем.[19] Через некоторое время после выхода демоверсии, игра была официально включена в Кибератлетическую профессиональную лигу.[20] 22 ноября 2001 года была выпущена демоверсия однопользовательской игры, включающая в себя первые уровни кампании каждого персонажа и все четыре уровня сложности.[21] Отдельно была выпущена демоверсия, включающая в себя только морпеха (в пользу уменьшения объёма дистрибутива в три раза). Через некоторое время появился хак, который включал возможность использования чит-кодов в демоверсии, что позволило использовать отсутствующее на демонстрационных уровнях, но реализованное в демоверсии оружие.[22]
Движок Lithtech
Игра использует игровой движок Lithtech Talon, который позволяет реализовать 32-битное динамическое освещение, частично интерактивное окружение (некоторые объекты можно ломать, толкать, деформировать), а также большое количество возможностей, нестандартных для 3D-шутера (например, свободное перемещение Чужого по не горизонтальным поверхностям). Авторами модификаций и дополнительных карт использовались расширенные возможности движка, которые включали в себя как и общие изменения игрового процесса (например, возможность потери конечностей в AJL Mod), повышение интерактивности окружения (возможность возводить стационарные пулемёты на уровне Predator jungle), так и введение новых игровых режимов (например, захват флага в модификации Team Fortress)
Публичные средства разработки
В комплект с игрой поставляется пакет программ Aliens vs. Predator Editing Tools, который содержит в себе редактор карт, текстур и спрайтов DEdit, редактор моделей ModelEdit, утилиту для распаковки и создания файлов ресурсов игры LithRez и документацию и средства для экспорта из Maya и 3ds Max. Средства разработки предоставляют широкие возможности для создания модификаций игры или более сложных игровых уровней, более широко использующих возможности движка. После публикации исходных кодов в игре было обнаружено содержимое, не включённое в игру и была создана небольшая любительская модификация, включающая это содержимое в игру.[22]
Исходный код исполняемых файлов игры был опубликован на сайте 3D Gamers, однако через некоторое время распространение кода было ограничено[23]:
Monolith Productions опубликовала исходные коды игры Aliens Vs. Predator 2, предлагая авторам модификаций всё что нужно чтобы интегрировать их творения в последнюю версию 1.0.9.6 этого трёхрасового шутера от первого лица. Этот не поддерживаемый пакет содержит исходные коды некоторых .DLL-файлов клиента и сервера, выделенного сервера, header-файлы движка LithTech, и т. д. Обновление: Эти файлы были отозваны по запросу Monolith и Sierra.
Однако и по сей день существуют и развиваются модификации серверного приложения — например, Rommie’s server side mod.[24] На данный момент от исходного кода доступен только Doxygen.[25]
Поддержка игры
Пакеты исправлений
Многопользовательская демоверсия, а также самые первые издания игры, продаваемые через розничную торговлю в США, имели версию 1.0.9.1. Для обеих версий 1 ноября 2001 года был выпущен патч до версии 1.0.9.2.[26] Европейская версия, которая вышла позже в ноябре, уже была исправлена и имела версию 1.0.9.2. В дальнейшем поддержка многопользовательской демоверсии прекратилась, а для игры были выпущены следующие патчи:
- 12 декабря 2001 года — пакет исправлений однопользовательских уровней.
- 17 декабря 2001 года — обновление до версии 1.0.9.3, исправляющий в основном ошибки в многопользовательском режиме.[27] В этот же день вышел пакет дополнительных многопользовательских уровней для игры.
- 20 февраля 2002 года — обновление до версии 1.0.9.4, добавляющий в многопользовательский режим Королеву и Экзоскелет.[28]
- 13 марта 2002 года — обновление до версии 1.0.9.5, содержащий преимущественно исправления многопользовательского режима.[29]
- 16 декабря 2002 года был выпущен последний пакет обновлений до версии 1.0.9.6, который содержал в себе в основном исправления игрового баланса.
Обновления были доступны как в виде отдельных исполняемых файлов, так и через встроенную систему автоматического обновления игрового клиента. Запрос новой версии происходит перед каждым запросом к мастер-серверу, в связи с чем игроки всегда имели последнюю версию клиента, необходимую для сетевой игры.
Прекращение поддержки
На форуме сообщества Sierra один из сотрудников опубликовал объявление о том, что 1 ноября 2008 года будут отключены мастер-сервера некоторых игр, которые Sierra отказывается поддерживать, среди этих игр — Aliens versus Predator 2.[30] Автор модификации серверного приложения Rommie создал интернет-петицию к Sierra с просьбой оставить мастер-сервера игры[31], однако позже автор петиции написал:
Извините люди, эта петиция бессмысленна. Sierra не фокусируется больше на взаимодействии с сообществом игры, для них эта игра мертва. Но, The_0ne и несколько других авторов модификаций сделают новый мастер-сервер и клиент / обновление сервера для ответвления игрового клиента, следите за обновлениями
Через пару дней после намеченного срока, сервера были отключены. Отключение привело к невозможности игрового клиента запросить список действующих игровых серверов, а также получения информации о последней доступной версии игры, без которой игровой клиент отказывался подключаться к интернет-серверу. Через короткое время крупный фан-сайт по играм от Monolith LithFAQ предложил решение в виде стороннего мастер-сервера и внесения исправления в программу-клиент, там же появились первые отзывы о работоспособности решения.